Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
КОМПЛЕКТ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Комплект материалов по реализации программ наставничества предназначен для процесса сопровождения и документирования программы наставничества на всех этапах ее реализации. На подготовительном этапе рекомендуется использовать анкету выявления запросов обучающихся и молодых специалистов для формирования запросов от потенциальных наставляемых и анкету выявления компетенций наставника для поиска соответствующих этим запросам наставников.
Первый этап — подготовительный
Цель этапа
Комплект материалов по реализации программ наставничества предназначен для процесса сопровождения и документирования программы наставничества на всех этапах ее реализации.
На подготовительном этапе рекомендуется использовать анкету выявления запросов обучающихся и молодых специалистов для формирования запросов от потенциальных наставляемых и анкету выявления компетенций наставника для поиска соответствующих этим запросам наставников
Образцы документов для оформления
Анкета для выявления запросов обучающихся
Анкета для выявления запросов молодых специалистов
Анкета наставника-учителя
Второй этап — формирование баз наставников и наставляемых
Цель этапа
В результате сбора и обработки анкет потенциальных наставляемых выявляются конкретные дефициты обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно устранить с помощью наставничества. На этом этапе формируется база наставников и база наставляемых, необходимые для формирования наставнических пар и контроля достижения плановых показателей внедрения Целевой модели наставничества
Образцы документов для оформления
База наставников (обучающихся)
База наставников (учителя)
База наставляемых (обучающихся)
База наставляемых (учителя)
Третий этап — координация и сопровождение процесса взаимодействия наставнических пар
Цель этапа
Для координации и сопровождения процесса взаимодействия наставнических пар на этапе реализации программы целесообразно использовать дневник наставника и дневник наставляемого: в них отражается периодичность, формат, цель, темы, содержание и результат встреч, а также обратная связь от участников пары
Образцы документов для оформления
Дневник наставника
Дневник наставляемого
Четвертый этап — мониторинг удовлетворенности участием в программе наставничества
Цель этапа
На данном этапе реализации осуществляется мониторинг личной удовлетворенности участием в программе наставничества посредством анкетирования участников (анкета удовлетворенности наставника и анкета удовлетворенности наставляемого). Анализ предложенных анкет позволит выявить сильные и слабые стороны для дальнейшей корректировки программы (при необходимости)
Образцы документов для оформления
Анкета удовлетворенности наставляемого
Анкета удовлетворенности наставника
Пятый этап — завершение реализации программы наставничества
Цель этапа
На этапе завершения реализации программы наставник предоставляет отчет, который отражает планируемые результаты и краткую характеристику достигнутых показателей (отчет наставника). Руководителем программы производится оценка деятельности наставника, которая отражает уровень эффективности реализации программы в соответствии с разработанными критериями (лист оценки работы наставника).
По завершении программы потенциальные наставники (из числа наставников текущих программ и из числа наставляемых, которые в будущем могут стать наставниками) заносятся в долгосрочную базу наставников для реализации будущих программ
Образцы документов для оформления
Отчет наставника
Лист оценки работы наставника